Роман Оконешников – финансовый директор студии TUNDRA.
- Рома, расскажи, чем отличается финдиректор обычной компании от анимационной студии?
Создание анимации очень дорогой процесс, здесь задействованы множество людей с разными специфическими навыками, но при этом эти люди задействуются на короткий промежуток времени – неделя или месяц. Поэтому многие процессы у нас в аутсорсе. В этом, наверное, и отличие, что взаимодействуешь не только со штатными сотрудника, но с фрилансерами и другими студиями.
- На встрече нашей студии с министром инноваций и цифрового развития Якутии Анатолием Семеновым, он спросил, как короткометражной анимации выйти на окупаемость. Примерно такой же вопрос, кстати, нам задал и министр экономразвития России Максим Решетников. Как бы ты им ответил?
Короткометражная анимация на окупаемость не может выйти, она может окупиться как часть чего-то большего –серии короткометражных анимационных фильмов, мультсериала или полнометражного анимационного фильма.
- Почему тогда мы снимаем короткий метр, если на нем не заработаешь? Почему сразу не снять сериал или полный метр?
Короткометражки хороши тем, что на них отрабатываются персонажи, технологии, наши внутренние процессы студии. Это подготовка к полному метру. Короткий метр — это хороший старт.
- Хорошо, тогда другой вопрос – какова специфика анимационного бизнеса?
Создание мультфильмов и анимации — это долгий и дорогой процесс. Если мы говорим о серии или полном метре, то с момента начала разработки, когда пишется сценарий, прорабатываются персонажи и так далее и до завершения производства требуется примерно 2,5-3 года. Когда производство завершено и уже есть продукт, его можно продать телеканалам, другой источник доходов – цифровое лицензирование, например YouTube, ivi и др., но и это требует времени на раскрутку. Весь цикл составляет 4-5 лет.
- Какие финансовые вызовы стоят перед якутской анимацией? Сложнее ли нам или наоборот проще, чем, скажем, анимационной студии из Москвы или Нью-Йорка?
Плюсом якутской анимации является наличие множества очень талантливых и опытных ребят, которые имеют отличные навыки и участвовали в разработке различных международных проектов. И при работе с нами они очень мотивированы, так как тоже хотят, чтобы якутская культура и традиции были рассказаны всему миру.
Минусом является то, что в Якутии мало частного капитала. Вы, наверное, слышали, что нас в производстве поддерживает «Синет Спарк» Арсена Томского. Он в Якутии один такой, а в Нью-Йорке тысячи подобных ему успешных предпринимателей и для молодых студий проще найти финансирование на свой проект.
- Каким ты видишь наше дальнейшее развитие?
Однозначно нам нужно работать на экспорт, выходить на развитые рынки. Стараться сотрудничать со студиями из других стран, перенимать их опыт. Истории народов Севера уникальны, и они должны быть рассказаны, рассказаны хорошо на уровне мировых студий. Как сказала бы моя мама: «дьон тэҥэ» (как у всех, не хуже других).
Comments